Как подготовиться к психологической экспертизе ребёнка — часть 2
Часть 2: предоставление каких материалов и каким образом помогут эксперту ответь на поставленные вопросы
Психологическая экспертиза ребёнка и детско-родительских отношений, как мы упоминали в предыдущей статье, часто заключается в ответе на вопросы, которые касаются:
- определения действительного отношения ребёнка к родителям;
- мнения ребёнка о желании проживать с матерью или отцом;
- психологических особенностей ребёнка;
- наличия/отсутствия негативного психологического воздействия на ребенка.
Перед экспертом стоит задача ответить на данные вопросы максимально полно и достоверно. Изучение документации – обязательный этап в ходе написания любой экспертизы. Психологическая и психолого-педагогическая экспертизы – не исключение.
Изучение ситуации в ходе психодиагностического исследования, подкреплённого предоставленными материалами (документами, а не только словами подэкспертных), является важным условием комплексного подхода.
Перечислим материалы, которые чаще всего имеются на руках и предоставляются родителями, также поясним, чем именно данные документы помогают эксперту в написании психологической экспертизы и ответе на поставленные вопросы.
1. Свидетельства о рождении, о заключении и/или расторжении брака и так далее.
Помогут установить степень родства (мать, отец, мачеха, отчим, ребенок родной или приёмный и тд), составить общую хронологию событий.
2. Договоры на предоставление образовательных/медицинских/прочих услуг (также могут быть полезны чеки, если на них указаны ФИО плательщика).
3. Характеристики родителей с места работы, характеристики детей с места учёбы и внеучебных занятий.
4. Судебные документы: исковые заявления, возражения, протоколы и прочее.
5. Акты обследования жилищно-бытовых условий.
6.Заявления в различные органы и учреждения, ответы различных органов и учреждений.
7.Справки (в том числе из ПНД, НД), протоколы, письма, стенограммы.
8. Фото- и видеоматериалы.
Могут являться источником информации относительно времяпрепровождения детей с тем или иным родителем, разнообразия и частоты совместного взаимодействия (разные ли времена года на фотографиях, разный ли возраст детей и т.п.). Также на фото- и видеоматериалах часто встречается стремление родителей запечатлеть не только положительные моменты жизни, но и синяки от избиений на теле ребенком (либо на собственном теле). Также родители иногда фиксируют слова ребенка и/или его отношение к той или иной ситуации.
Таким образом, предоставленные на экспертизу материалы, документы могут сыграть весомую роль и значительно помочь эксперту сделать максимально полные и достоверные выводы на поставленные вопросы.
Илья Благов
Судебный эксперт, психолог
8(495)-414-20-63