учреждение судебной экспертизы товарный знак

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Виды и методы психологических исcледований и экспертиз, а также законодательные и нормативные акты, регламентирующие производство судебной психологической экспертизы.

Как родителям подготовиться к психологической экспертизе ребёнка и детско-родительских отношений

Как родителям подготовиться к психологической экспертизе ребёнка и детско-родительских отношений

Психологическая экспертиза ребёнка и детско-родительских отношений часто заключается в ответе на вопросы, касающиеся юридически значимой ситуации:

  • определения действительного отношения ребёнка к родителям;
  • мнения ребёнка о желании проживать с матерью или отцом;
  • психологические особенности ребёнка;
  • наличие/отсутствие негативного психологического воздействия на ребенка.
Как родителям подготовиться к психологической экспертизе ребёнка и детско-родительских отношений

Перед экспертом стоит задача ответить на данные вопросы максимально объективно и достоверно.

Для этого используется комплексный подход и различные методы исследования, в том числе психологическая направленная беседа и психодиагностика.

Зачастую, в ходе беседы ребёнок открыто, непротиворечиво и по-детски непосредственно отвечает на все вопросы эксперта, помогая составить целостную картину происходящего.

Но встречаются случаи, когда ребёнок сначала говорит одно, а затем начинает рассказывать противоположное, путается, сбивается, а то и вовсе молчит, будто боясь что-то рассказывать.

Применяя уточняющие вопросы, наблюдение, комплексное психодиагностическое обследование и другие методы судебно-психологической экспертизы, судебный эксперт приходит к заключению, что ребёнок транслирует мнение родителей и делится не собственным мнением, а внушённым.

Часто это сопровождается неспособностью ребёнка объяснить и аргументировать своё мнение, утаиванием или фантазированием дополнительных обстоятельств, страхом сообщить о своём действительном отношении как к одному родителю, так и второму.

Как родителям подготовиться к психологической экспертизе ребёнка и детско-родительских отношений

Итак, судебный эксперт встречается с ситуациями, в которых родители:

  • просят ребёнка говорить определённую, конкретную информацию (например: «Скажи, что я тебе постоянно помогаю с уроками, кормлю тебя вкусно, постоянно с тобой провожу время и т.п.»);
  • тем или иным образом внушают ребёнку, где ему лучше будет жить, с целью повлиять на мнение ребёнка относительно места жительства (например: «Тебе у мамы/папы будет плохо жить, там нет твоих игрушек, тебе там будут всё запрещать» и т.п.);
  • формируют негативное отношение ребёнка к родителю, регулярно характеризуя отца/мать с негативной точки зрения (например: «Твой папа плохой, закон нарушает, тебя не любит, меня обижает, хочет всем сделать больно, он злой»);

В силу естественной возрастной и личностной незрелости детей, их внушаемости и готовности соответствовать ожиданиям значимых для него взрослых (родителей, близких родственников, воспитывающих ребёнка), дети до определённого возраста склонны транслировать чужое мнение. Это особенности психологии данного возрастного периода.

В данной статье мы обращаем внимание на то, что данная тактика может оказать негативное влияние не только итоговый исход судебных разбирательств, но и, что более важно, на психологическое благополучие и развитие самого ребёнка.

Формирование негативного отношения к родителю

Формирование у ребёнка негативного отношения к родителю может являться фактором риска для психологического состояния и развития ребёнка, поэтому трактуется не в пользу того родителя, кто внушает подобное негативное отношение. Ровно наоборот. Вместо желаемого преимущества (например: «Ребёнок больше любит меня, сильнее привязан ко мне, желает жить именно со мной»), у внушающего негативное отношение родителя судебному эксперту необходимо отметить наличие фактора риска (например: «Отмечаются признаки формирования негативного отношения к матери/отцу»).

Чтобы избежать негативных юридических последствий и сохранить психологическое благополучие ребёнка, рекомендуем родителям делать следующее:

  • Если ребёнок спрашивает о втором родителе, то сообщать ему безоценочную информацию. Постараться избежать обвинений, описать ситуацию нейтрально.
  • Не делать из второго родителя злодея. Ребёнок вырастет и будет благодарен, если ему позволят сформировать собственное мнение. Не рекомендуем родителю на эмоциях высказывать ребёнку все переживания, мысли и чувства по поводу другого родителя, ибо для ребёнка это может стать психотравмирующей информацией.

Вовлечение в межличностный конфликт

Кроме того, иногда в практике встречаются случаи, где родители вовлекают детей в свой межличностный конфликт. Некоторые даже считают, что если ребёнок будет «на их стороне», то это поможет им выиграть суд. Но это ошибочное мнение. Вовлечение ребёнка в межличностный конфликт также является фактором риска для его психологического благополучия и развития, что учитывается и судебными экспертами психологами при написании экспертного заключения, и судом, при вынесении приговора.

Родителям рекомендуется делать следующее:

  1. Постараться решить вопросы развода и все сопутствующие дела самостоятельно, не вовлекая ребёнка в те процессы, где его непосредственное участие не является необходимым.
  2. Помнить, что ребёнок любит обоих своих родителей и ему крайне сложно вставать «на чью либо сторону». Последствия подобных выборов могут стать психотравмирующими для ребёнка.
  3. Когда родители решают расторгнуть брачный союз, то важно помнить, что ребёнок остаётся общим. Проект «брак» завершается, однако проект «родители» не прекращается, для ребёнка мама и папа всегда останутся очень важными людьми. Ребёнок будет благодарен родителям, которые смогут найти общий язык в вопросе совместного воспитания самостоятельно.

Таким образом, чтобы ребёнок демонстрировал психологическую привязанность, сообщал о желании общаться и жить с родителем, достаточно:

1) быть рядом с ребёнком, уделять внимание его интересам, проводить вместе время за его любимыми занятиями;
2) обеспечить ребёнку те условия жизни и развития, в которых он будет счастлив, в котором будут удовлетворены все его необходимые и достаточные потребности или, согласно Семейному кодексу РФ, интересы ребёнка:

  • познавательные (образование, развитие);
  • медицинские (здоровье, дополнительное развитие при необходимости);
  • социальные (общение с родственниками и друзьями);
  • психологические (сформированные, безопасные, эмоционально близкие детско-родительские отношения, и тп).

Практика судебной психологической экспертизы показывает, что чем меньше возраст ребёнка, тем более искренне и честно он рассказывает всю правду об отношениях в семье, о том, как с ним обращаются, проводят ли с ним время, заботятся ли и так далее.

Таким образом, следуя нашим рекомендациям при подготовке к психологической экспертизе ребёнка и детско-родительских отношений, родители сделают гораздо большее, чем получение искренних слов ребёнка о том, как он их любит и как сильно желает проводить с ними время (жить, общаться). Родители смогут укрепить психологические благополучие своего ребёнка, сделать значимый вклад в развитие его устойчивой и здоровой психики, заслужат авторитет ребёнка и избегут как психологических, так и юридических негативных последствий.

Илья Благов
Судебный эксперт, психолог
8(495)-414-20-63

Недавние посты